Задания для проверки знаний ребёнка в домашних условиях
Расскажи о себе
❀ Попросите ребенка дать интервью о себе. Вы будете корреспондентом, а он будет отвечать на ваши вопросы:
♦ Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество)?
♦ Сколько тебе лет? Знаешь ли ты день своего рождения?
♦ Где ты живешь? В какой стране? В каком городе? Назови домашний адрес.
♦ В какие игры ты любишь играть?
♦ Какие книжки тебе нравятся?
♦ Что ты можешь рассказать о себе?
♦ Кем ты хочешь стать? Какая у тебя есть мечта?
♦ Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?
Знайка
❀ Представьте, что ребенок — великий ученый, который может ответить на все вопросы. Попросите его дать ответы на следующие вопросы:
♦ Какие месяцы ты знаешь? В каком порядке они идут друг за другом?
♦ Назови одним словом: «Стол, стул, диван — это ...»; «Синий, красный, голубой — это «Тарелка, вилка, чайник — это ...»; «Учебник, тетрадь, пенал — это...».
♦ Найди лишнее слово: медведь, кот, коза; собака, лев, тигр; малина, клубника, огурец. Объясни свой выбор.
♦ Сколько звуков в словах: мак, дом, суп, лес, река, сани?
♦ Назови число на единицу меньше 5; на единицу больше 7.
♦ Чем похожи круг и овал? Чем отличаются круг и квадрат?
♦ Какое число стоит между числами 3 и 5?
♦ Что бывает раньше: обед или ужин; март или май?
♦ Какой транспорт называют наземным, какой — водным и какой — воздушным?
♦ Что общего между морковью и картофелем? А чем они отличаются?
Слушаем и сочиняем сказки
❀ Предложите ребенку внимательно послушать сказку и ответить на вопросы, пересказать ее.
✏ Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее, и пообещала ему тоже сделать добро. Лев громко засмеялся и отпустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
(Л. Толстой)
❀ Вопросы к рассказу.
♦ Этот рассказ о добре или о зле?
♦ А кто кому сделал добро? Какое добро? Почему?
♦ Почему лев отпустил мышку?
♦ Почему лев засмеялся?
♦ Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не обманывать, не воровать, а этот рассказ чему учит?
❀ Попросите ребенка придумать сказку со смыслом (о добре, о взаимопомощи, о дружбе). Оформите его сказку иллюстрациями и сделайте его собственную книжку со сказками.
Рассказ по картинкам
❀ Сделайте подборку картинок из сказок и попросите ребенка разложить картинки последовательно, так, чтобы получился рассказ. Пусть малыш расскажет историю, которую он «выстроил».
Скопируй надпись
❀ На листе напишите четкими письменными буквами фразу: «Я ел суп» или «Он пил чай». Попросите ребенка скопировать фразу.
Графический диктант
(методика разработана Д. Б. Элькониным)
❀ Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии.
❀ Дайте ребенку тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем тремя точками, которые будут ориентировать, откуда надо начинать задание. Объясните: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен(на) проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Ты помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни правую руку в сторону. Видишь, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, ты ее проведи к двери (проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (рисуется соответствующая линия). Теперь вытяни левую руку. Видишь, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки влево (проводится соответствующая линия). Ты понял(а), как надо рисовать?».
♦ После того как даны предварительные объяснения, можно перейти к рисованию тренировочного узора. Произнесите: «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на точку (укажите месторасположение точки). Внимание! Рисуй линию: 1 клеточка вниз (не отрывай карандаша от бумаги), 1 клеточка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз. Дальше продолжи такой же узор сам(а)». Нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал начертить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора нужно дать 1,5-2 минуты. Объясните, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее — самостоятельно) следует исправлять ошибки, помогая ребенку точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и нужно следить только за тем, чтобы ребенок не переворачивал листки и новый узор начинал с нужной точки.
♦ Скажите ребенку: «Мы будем рисовать следующий узор. Поставь карандаш на эту точку (указать). Начинаю диктовать! Внимание! 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо. А теперь продолжай сам(а)».
♦ После самостоятельной работы предложите: «Теперь поставь карандаш на следующую точку (указать). Приготовились! Внимание! 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх. Теперь сам(а) продолжай рисовать этот узор».
❀ Общее время проведения методики обычно составляет 15 минут.
❀ Результаты выполнения первого (тренировочного) узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:
♦ Точное воспроизведение узора — 4 балла (неровность линии, «дрожащая» линия, помарки и т. д. не снижают оценки).
♦ Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.
♦ Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.
♦ Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.
♦ Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — 0 баллов.
❀ За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
❀ Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 баллов.
❀ Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования двух оценок за каждый узор. Полученная оценка — от 0 до 8. Аналогично складываются оценки за самостоятельное продолжение узоров. Затем обе оценки суммируются, давая балл, который может колебаться от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
❀ Оценка результатов:
♦ высокий уровень — 12-16 баллов;
♦ средний уровень — 7-11 баллов;
♦ низкий уровень — 0-5 баллов (следует потренироваться в выполнении подобных упрощенных заданий).
Собери открытку
❀ Разрежьте открытки на 6, 7 и 8 частей. Попросите малыша собрать их. 6-7-летние дети с хорошо развитым восприятием легко справляются с картинкой из шести частей.
Сравни картинки
Попросите ребенка сравнить две картинки с десятью отличительными признаками. В норме ребенок должен справиться с заданием за 5 минут.
Запомни картинки
❀ В течение 20 секунд дайте рассмотреть ребенку 10 картинок, на которых изображены по одному разному предмету (зонт, солнце, огурец, лес, снеговик и т. д.). После чего уберите картинки и попросите его назвать все предметы, которые он запомнил. Если ребенок запомнил 8- 10 картинок — это превосходный результат, 6-7 предметов — отлично; 4-5 — средний уровень; менее 3 — стоит потренировать память.
Спрятанные слова
❀ Скажите ребенку, что среди строчек с буквами спрятались целые слова. Предложите ему, просмотрев строчки, найти и обвести их: «Раз, два, три, четыре, пять, мы слова идем искать!»
❀ Слова, которые надо найти в горизонтальных линиях: радость, школа, счастье, снег, конкурс, стул, хлеб, книга, телефон, молодец.
клбюсрадостьуфр
клершколапрщоус
счастьеуфхшснег
йцукеншиконкурс
стулфхцатпрхлеб
ткнигайжтелефон
прстуфхцмолодец
❀ Данная методика Мюнстерберга предназначена для изучения избирательности внимания. Время работы — 3 минуты.
❀ Оценка результатов производится путем подсчета количества всех правильно найденных слов:
♦ 9-10 слов — высокий уровень избирательности внимания;
♦ 6-8 слов — средний (норма);
♦ 4-5 слов — недостаточный уровень;
♦ меньше 4 — низкий уровень.
Построй колодец из палочек
❀ Положите на столе перед ребенком счетные палочки. Предложите ему построить из них колодец. Строить надо следующим образом: сначала кладутся вертикально две палочки параллельно друг другу на небольшом расстоянии друг от друга. На них нужно положить две другие палочки горизонтально. Затем снова 2 — вертикально, 2 — горизонтально и так, пока не получится колодец. На выполнение задания отводится 3-4 минуты.
❀ Высокий уровень: ребенок выкладывает колодец аккуратно, не торопится, не сбивает палочки. Успевает выполнить задание за отведенное ему время, не путает последовательность размещения палочек.
❀ Средний уровень: ребенок выложил колодец, но при его постройке он допустил ошибки в последовательности, задел палочки, но поправил их и выполнил задание за отведенное ему время (допускается одна дополнительная минута).
❀ Низкий уровень: ребенок не справился с заданием, хаотично раскладывал палочки, торопился, ошибался и не исправлял ошибки, не смог построить колодец за отведенное ему время или затратил более 5 минут.
Запоминалочки
Опорный рисунок
❀ Попросите ребенка нарисовать схемы к следующим словам: елка, мост, солнце, туча, река, дом, окно, снег. Затем пусть он снова назовет те слова, которые он изобразил схематически. Через 10 минут вернитесь к рисункам-схемам и попросите вспомнить и перечислить все слова, которые были «закодированы».
❀ Постепенно слова можно усложнять или использовать словосочетания: красивый цветок, доброе солнышко, вкусное яблоко, веселая девочка и т. д.
Запомни фигуру
❀ Покажите ребенку несколько карточек (5-7) с разными фигурами или простыми схемами, затем, закрыв их, попросите нарисовать то, что он запомнил.
На карточках могут быть изображены: круг в квадрате, треугольник, бочонок, овал, разделенный пополам волнистой линией («пирожок») и т. д.